В правительстве разрабатывается Новый нацпроект «Транспорт», который придет на смену завершающимся в этом году проектам «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКД) и Комплексному плану модернизации инфраструктуры (КПМИ). Общий объем финансирования предварительно оценивается в ₽10,2 трлн на период 2025-2030 годов.
Новый документ призван решить задачи «изменения транспортных грузопотоков, связанных с санкциями, и обеспечить быстрорастущий объем пассажирских перевозок по стране». При этом должен измениться принцип работы: если ранее, по словам Первого вице-премьера Андрея Белоусова, «шли по пути экстенсивного развития (что привело к росту капиталоемкости, а также к ущербу поддержания состояния уже действующей инфраструктуры), то теперь в основу ляжет транспортно-экономический баланс единой опорной транспортной сети».
Из ₽10,2 трлн из федерального бюджета будет выделено ₽3,46 трлн, остальное предполагается привлечь из внебюджетных источников. На текущий момент отраслевыми документами уже предусмотрено ₽2,97 трлн бюджетных средств, дополнительно необходимо будет изыскать еще ₽488,5 млрд.
Весь нацпроект разделен на восемь инфраструктурных федеральных проектов, отдельными блоками пойдут мероприятия по цифровизации отрасли и подготовке кадров, а также блок «процессных мероприятий» (информационное сопровождение и системы мониторинга). Финансирование последних потребует еще ₽2,5 млрд (дополнительно к ₽10 трлн).
Наиболее дорогостоящими федпроектами будут развитие инфраструктуры опорной сети железных дорог (расширение Восточного полигона, выходы к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, коридор Север – Юг) и сети автомобильных дорог. На ж/д-инфраструктуру необходимо более ₽4,3 трлн за шесть лет, причем ₽4,27 трлн планируется обеспечить за счет внебюджетных источников. Автодорожные проекты оценены в ₽2,8 трлн, из которых ₽2,7 трлн должно быть профинансировано из бюджета.
Третьим по объему финансирования – ₽1,7 трлн — станет проект развития высокоскоростных ж/д-магистралей.
Отдельно выделен блок по развитию железнодорожной инфраструктуры в Центральном транспортном узле (₽345 млрд), на реконструкцию аэродромов и аэровокзалов направят ₽347,6 млрд, на морские порты – ₽332,8 млрд. Также предусмотрены мероприятия по развитию опорной сети внутренних водных путей и пунктов пропуска через госграницу.
Большая часть финансирования будет направлена на модернизацию опорной сети железных дорог – Восточного полигона, подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, а также инфраструктуру в границах международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг (всего включает три маршрута: Западный – через Дагестан автомобильным и железнодорожным транспортом, Транскаспийский – через Каспийское море морским и речным транспортом по Волге в порты Ирана и Туркмении, Восточный – через Казахстан и Туркмению автомобильным и железнодорожным транспортом).
В марте глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров заявил о планах холдинга модернизировать подходы к портам Северо-Запада, благодаря чему провозная мощность должна возрасти до 220 млн т с исходных 74,4 млн т. Планируется также обновление инфраструктуры на южном и дальневосточном направлениях – до 152 млн т (+27 млн т) и 210 млн т (+37 млн т) соответственно. В итоге среднегодовые темпы роста объема грузоперевозок составят более 2%, контейнерные перевозки увеличатся на треть, до 10 млн TEU.
На эти цели нацпроектом заложено ₽886 млрд для северо-западного направления и ₽639,9 млрд — южного. На развитие Восточного полигона направят почти ₽2,8 трлн.
Инвестиции в проект строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург до 2030 года составят ₽1,7 трлн. В 2027 году в тестовом режиме планируется запустить 127 км трассы до Твери, основное движение откроется в 2028-м. Общая протяженность маршрута составит 679 км, строительство магистрали разделено на два участка – основной Санкт-Петербург – Зеленоград (стоимость ветки оценивается в ₽1,75 трлн, она будет профинансирована по концессионной схеме) и «выходы» из Москвы (₽221,5 млрд за счет инвестпрограммы РЖД). В 2025 году по поручению президента проект получит не менее ₽300 млрд из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Пассажиропоток ЦТУ (сеть скоростных электричек, которые свяжут Москву с Тульской, Калужской, Владимирской, Ивановской и другими областями, сейчас работают как московские диаметры) к 2030 году вырастет до 850 млн человек (в 2024 году он составит 813,4 млн человек), на его развитие нацпроектом предусмотрено ₽345,2 млрд и ₽701,5 млрд с привлечением средств региональных бюджетов.
Строить и реконструировать в ближайшие шесть лет планируют как федеральные дороги, находящиеся в ведении Росавтодора (₽1,6 трлн из бюджета), так и платные трассы «Автодора» (₽980 млрд). На региональные дороги пойдут еще ₽210,6 млрд. В рамках автодорожного федпроекта предполагаются также «мероприятия на объектах Минобороны» (₽4,8 млрд).
К ключевым проектам Минтранс отнес строительство угольного терминала «Порт Эльга» в районе мыса Манорский, универсального перегрузочного комплекса «Новороссийский судоремонтный завод» и многофункционального грузового района в морском порту Корсаков (Поронайск) на Сахалине.
На модернизацию инфраструктуры внутренних водных путей по нацпроекту предлагается выделить ₽121,1 млрд, все они должны быть направлены из федерального бюджета. Ключевые мероприятия – строительство Багаевского гидроузла на реке Дон, реконструкция объектов Канала им. Москвы, гидротехнических сооружений на Волге, судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла в Нижегородской области.
Реконструкции до 2030 года подлежат 75 аэродромов страны, на которые дополнительно направят ₽250 млрд из бюджета. Из внебюджетных источников планируется привлечь ₽82,9 млрд. В частности, предусмотрена реконструкция аэродрома Горно-Алтайска, аэропорта Сочи, строительство новых аэропортов в Шерегеше и Омске (Федоровка), реконструкция аэропортов Владивостока и Калининграда. Реконструкция аэропортов на новых территориях начнется не ранее 2027 года, из бюджета на это выделят ₽35 млрд (в 2027–2030 годах). Первоначально будет восстанавливаться аэропорт Мариуполя, отмечали ранее в Минтрансе.